Установка и эксплуатация СиБи радиостанции
Итак, если Вы решили поставить радиостанцию на мотоцикл, то можно сказать одно: Вы фанат мотоцикла и радиосвязи! Это очень редкое явление - радиостанция на мотоцикле. Тут чаще проблема не в техническом, а, даже, психологическом плане. Если Вы заинтересовались установкой радиостанции на мотоцикл, то, надеюсь, мой опыт Вам поможет.
Прежде чем описывать технические аспекты, я расскажу о причине установке мной радиостанции на мотоцикл. Каждый СиБишник, приобретая себе станцию, преследует свои цели. Для меня это в первую очередь мобильная связь с домом. Так же для меня представляет интерес в радиосвязях с друзьями. DX я считаю "преступлением" на СиБи, но это только моя точка зрения.
Еще радиостанция на мотоцикле полезна при передвижении колонной, для координации движения. Про возможность вызова спасателей или друзей/родственниковв экстренном случае, даже можно не говорить, это очевидно. Но повторю, что для меня важнее была возможность ответить родным, что все в порядке или сказать, что через 12 минут буду дома и хочу пельмени.
Теперь техническая часть. Сразу оговорюсь, мне нужна была стабильная связь дом-мотоцикл на расстоянии 10км. Не более. Поэтому я не использовал усилитель. Антенна - EuroCB 145, на магните. Установлена на переднюю часть коляски. Почему магнитная - часто приходится оставлять мотоцикл без присмотра и хочется забирать с него все лишнее и ценное. Еще мне не всегда нужна с собой радиостанция. Несмотря на это, я рекомендую Вам в любом случае использовать врезную антенну. Не рекомендую использование длинной антенны, т.к. с улучшением связи Вы можете получить постоянно бьющую по голове антенну, что, согласитесь, не очень приятно. Это в основном касается тонких и легко гнущихся антенн. Что касается радиостанции, у меня было две: Midland 77-094 (AM, 40ch, 4W) и President Jackson. Естественно, вторая лучше, поэтому и был произведен апгрейд.
Станция установлена над спидометром, что вызывает небольшие неудобства. Но любой мотоциклист по звуку определит примерную скорость, поэтому данным неудобством можно пренебречь. Как крепить - тут все зависит от Вашей фантазии и подручных средств. Подробно останавливаться на этом не будем.
Теперь самое интересное. Ведение переговоров. В этом плане я, можно сказать, съел собаку. Развитие шло эволюционным путем. Сначала я работал просто с тангентой, как дома. Но меня не устраивала слышимость. Из за шума была плохая разборчивость. Потом я решил подключить к станции танковый шлем. Встретился с проблемой: для ларингофнов был нужен предусилитель. Сам я с паяльником дружу не настолько, чтобы собирать такие схемы. Доставать такими просьбами друзей посчитал позорным. Остановился на том, что буду слушать в шлем, но говорить в тангенту. Слышимость была великолепная. Это была моя первая победа. Но все равно, управлять мотоциклом (напомню, левой рукой выжимается сцепление, а правой газуешь) и разговаривать было неудобно и опасно.
Это и подтолкнуло меня к последнему шагу. Я решил все сделать путем, раз и навсегда. Я вмонтировал в гермошлем наушники от танкового шлема (т.к. они довольно плоские) и микрофон, соответственно. Прикрепил их под внутренней обшивкой так, что с виду шлем ни чем не отличался от обыкновенного, кроме провода. Провод - спиральный, от тангенты. Разъем - 6мм стереоджек. Остановился я на нем из соображений безопасности и практичности. Спрыгивая с мотоцикла, он (джек) безвредно выскакивает из гнезда.
Далее - еще более интересный вопрос - коммутация. Кнопка "передача" расположена под большим пальцем левой руки. Кнопка включает цепь реле. А к реле уже подключен шлем и станция строго согласно схеме разъема.
В результате всего вышеперечисленного я получил отличную и удобную связь. Меня очень удивило, что при закрытом стекле шлема, не слышно шума воздуха и двигателя.
Я буду очень рад если данная статья поможет Вам или будет просто интересна.
автор: Виталий 'URAL' Король г. Волгоград
____________________________________________________________________________________________________________
Ещё одна статья немного подредактировал убрав устаревшие данные
Как это сделать
Итак, вы решили установить на ваш мотоцикл какую нибудь радиосвязь… С чего начать, где и что купить, как установить, как пользоваться и зачем вообще это все надо? Читайте этот FAQ и вы все узнаете…
Первый вопрос: что устанавливать? Можно, конечно, спереть или купить где-то военную или ментовскую радиостанцию, но тут есть очень много неудобств: во первых разговаривать на этих диапазонах вам будет не с кем (ну разве что с ментами) и, во вторых, вы эту радиостанцию нигде не зарегистрируете и, как следствие этого, ее у вас сразу же конфискуют, да еще и штраф наложат немалый.
Для того, чтобы избежать всех этих неприятных моментов я рекомендую вам воспользоваться так называемой СВ-связью. Я пользуюсь ей на мотоцикле уже два года (мотоцикл ЯВА 638, на нем установлена радиостанция ALAN 100+) в дальних поездках, а также у себя в городе. А вообще на СВ я работаю уже 5 лет из дома (позывной в Луганске 39).
Hо обо всем по порядку…
Первый вопрос, который возникает — что же такое это СВ ?
Расшифровываю: CB по английски — «Citizen Band», по pусски — «гpажданский диапазон» pадио связи (с 26.970 МГц по 27.850 МГц). Этот диапазон в России отведен инспекцией радиосвязи специально для общения простых людей. Соответственно, эти радиостанции абсолютно законны и их можно без проблем зарегистрировать и использовать (вопрос регистрации я рассмотрю позже). Очень много людей в разных городах используют эту связь, поэтому, приехав в незнакомый город всегда можно получить любую нужную информацию.
Для того, чтобы с кем то связаться, у вас на мотоцикле должна быть установлена:
1. Сама радиостанция
2. Антенна
3. Усилитель (не обязательно — используется для увеличения радиуса связи)
Радиостанции бывают портативные (которые носят в руке), автомобильные (установленные на автомобилях или в нашем случае на мотоциклах) и стационарная (установленные дома). Соответственно у каждого типа радиостанции свой радиус связи. Вот примерные расстояния устойчивой радиосвязи для каждого типа станций (все довольно условно, т. к. зависит от многих факторов):
* поpтативная — поpтативная — 2-5км
* поpтативная — автомобильная — 3-10км
* поpтативная — стационаpная — 5-15км
* автомобильная — автомобильная — 10-20км
* автомобильная — стационаpная — 15-25км
* стационаpная — стационаpная — 20-50 км
У меня с другом между мотоциклами по трассе где-то 12-15 км. получается.
Какие же радиостанции бывают и какую выбрать ???
Радиостанции бываю разные — дорогие и дешёвые, простые и навороченные. Сейчас я расскажу, чем же они друг от друга отличаются.
1. Количество каналов. Станции бывают от 40 и до 600 каналов (это одна из основных характеристик, которая определяет цену станции). Я для установки на мотоцикл рекомендовал бы станцию, которая имеет 40 каналов, потому что большинство народа во всех городах работают именно в пределах 40 каналов (к примеру 20-й канал — вызывной в большинстве городов — здесь всегда можно кого то найти). Что немаловажно, 40-ка канальные радиостанции имеют небольшой размер (что очень актуально для мотоцикла) и еще — они по цене довольно недорогие.
2. Вид модуляции АМ или FM. Обычно радиостанции имеют оба вида модуляции, но попадаются еще такие, у которых есть только AM — такие брать не следует, потому что почти все сейчас работают FM модуляцией.
3. Выходная мощность. Обычно от 4 до 15 Вт. В принципе большой разницы нет, радиостанция, которая имеет вых. мощность 15 Вт обычно работает почти на такое же расстояние, что и 4-х ваттная.
4. Hаличие «0» и «5». Существуют два стандарта частот каналов — европейская («5») и российская («0»). Могут также обозначаться буквами — Е и R соответственно. Обычно радиостанции имеют изначально либо «0» либо «5», но желательно чтобы в станции были оба эти стандарта. Зачем? Очень просто — нет единого правила, в каком стандарте работать, поэтому работают в основном в «0», но бывает, что некоторые службы (о них ниже) работают в «5», так что удобно иметь оба эти стандарта. Обычно там, где радиостанции продают за небольшую плату могут ввести в вашу радиостанцию недостающий стандарт.
5. Всякие навороты типа каналов памяти, сканирования, слежения и т. п. Поверьте мне на слово — на мотоцикле они нафиг не нужны (ну разве что для тех, кто любит понты).
Hу с радиостанцией вроде определились. Да, кто не понял — устанавливать надо автомобильную, а не портативную радиостанцию, потому что портативка не совсем удобна в работе при движении.
Теперь о антеннах
Антенны тоже бывают всякие: короткие и длинные, дорогие и не очень.
Антенны бывают базовыми (для нас они не актуальны) и автомобильными. Вот автомобильные — это то, что надо. Рассмотрим их подробнее. Автомобильные антенны бывают на магните (также для нас не актуальны, ну разве что кто-то на коляску поставит) и врезные. Врезные антенны всегда работают лучше, чем те, что на магните. Сразу предупреждаю — антенны на СВ диапазон довольно длинные. Длинной они бывают от 90 см. до 2 м. Соответственно, чем длиннее антенна, тем она лучше. По моему мнению антенны, которые короче 1,2 м. — вообще не антенны. Соответственно, ставить их надо сзади — вот где простор для фантазии. Внимание — кронштейн, на котором будет устанавливаться антенна должен обязательно иметь надежный контакт с корпусом мотоцикла. У меня лично антенна стоит на самодельном кронштейне на стойке правого заднего поворотника. В комплекте с автоантенной обязательно идет кабель — обычно примерно 4 метра, так что протянуть к станции хватит. Разъем на кабель, чтобы соединить его со станцией, придётся купить отдельно (он стоит копейки). Установленная антенна обязательно настраивается специальным прибором — называется КСВ-метр. Его конечно тоже можно купить, но если вы не имеете опыта в настройке антенн - лучше поручите это специалисту (там, где будете покупать радиостанцию можно узнать его адрес). Сразу скажу — ненастроенная антенна не работает, т. е. дальность связи у вас будет раз в 10 меньше той, которую можно получить с нормально настроенной антенной.
Радиостанцию, само собой надо поместить под обтекатель (или не ездить под дождем). В комплекте к любой радиостанции имеется специальная крепежная скоба, так что при установке проблем возникнуть не должно. Также в комплекте должна идти крепежная скоба под микрофон , ее также установите, иначе микрофон будет в процессе эксплуатации болтаться где-то внизу. У меня также установлен микрофон и наушники в гермаке — очень удобно, на ходу можно разговаривать. Правда это потребовало некоторой переделки радиостанции.
Для тех, кто не хочет ничего переделывать — можно просто слушать в процессе езды также в наушниках (обычно сзади станции есть для этого разъем) или через динамик, который установлен внутри самой радиостанции.
Hаконец, радиостанция и антенна установлены, антенна настроена и питание к радиостанции подключено. Что теперь ???
Теперь вы стали полновластным хозяином радиостанции. Посмотрим, что же с ней можно делать. Можно поставить такую же другу и общаться с ним, можно поставить также себе домой и иметь постоянную связь с домом (базовые радиостанции — это отдельная тема для разговора), можно также по приезду в другие города общаться с их обитателями. Также на СВ диапазоне существуют различные службы, которые оказывают разнообразные услуги владельцам СВ радиостанций. Из полезного (пpименительно к Москве) — 3cE,9cE,19cE,21dE каналы, где цифра - это номер канала, маленькая буква обозначение сетки (все 40-ка каналки работают в сетке «С»), а большая буква — стандарт (рассматривался выше). Это аваpийные каналы, там сидят диспетчеpские службы котоpые сообщают и пpинимает сообщения о пpобках, аваpиях и дp. Инфоpмацию о ДТП и дpугих чpезвычайных ситуациях лучше пеpедавать в каналах 3сЕ («Петpовка») или 9сЕ («Служба Спасения»). А канал 9сЕ вообще выделен для пеpедачи исключительно ДТП и дpугих чpезвычайных ситуаций. Если заpегистpиpоваться в службе «Кpик» (Петpовка, 3сЕ, абонентская плата 300тыс. pуб/год) или в «Службе Спасения» (Службе спасения, 19сЕ,21dЕ, pегистpация бесплатна но обязательна) то диспетчеpа можно попpосить позвонить по телефону и что-нибудь пеpедать или использовать это все как пейджеp т. е. можно позвонить в диспетчеpскую и попpосить пеpедать по радиостанции инфоpмацию для нужного вам человека (pазумеется если у него есть СВ станция пpи себе). Аналогично «Полет-27» (9dЕ) — только бесплатно.
Для увеличения радиуса связи используют усилители, но в мотоцикле они не актуальны, т. к. имеют большие размеры и потребляют большой ток (8-20 А). Из усилителей могу посоветовать с вых. мощностью до 50 Вт (они не очень большие и тока потребляют не более 4-5 А).
http://komi-bikerz.ru/forum/index.php?topic=852.0