Для начала рассмотрим принцип работы пера вилки скутера на тот случай, если кто - то захочет поэкспериментировать с настройками режимов пера “прямой ход” и “ход отбоя”
При наезде переднего колеса скутера на препятствие скользящая труба (1) вместе со штоком (4) и поршнем (5) перемещается вверх (прямой ход). Пружина (6) при этом сжимается, масло из полости (Б) по кольцевому зазору между штоком (4) и нижним поршнем (2), для чего в верхней части нижнего поршня имеются проточки (см. фото ниже),
а также через отверстия (В) в штоке выдавливается в полость (Г), а часть масла через центральное отверстие в штоке перетекает в полость (Д) (движение масла во время прямого хода показано красными стрелками)
В конце прямого хода (за пару см. до упора) в отверстие нижнего поршня начинает входить нижняя конусная часть штока, кольцевая щель между нижним поршнем и штоком при этом уменьшается. Усилие, необходимое для перепуска масла из полости (Б) в полость (Г), значительно возрастает, что препятствует резкому соударению торцов несущей и наконечника скользящей трубы (нижний гидравлический буфер).
При перемещении скользящей трубы вниз под действием силы сжатой пружины (6) (ход отбоя) масло из полости (Г) перетекает в полость (Б), при этом нижний поршень (2) перекрывает кольцевой зазор между штоком (4), и масло при уменьшении полости (Г) выдавливается только через отверстия (В) в штоке. В определенный момент верхние отверстия штока входят в полость (Б), и перетекание жидкости из полости (Г) происходит в основном через зазор между штоком и нижним поршнем, требуемое усилие для выдавливания масла из полости (Г) возрастает. Когда до конца хода скользящей трубы остается пару см, между нижним поршнем и поршнем штока начинает сжиматься пружина отбоя (3). В результате гидравлическое сопротивление и сила сопротивления пружины отбоя (в сумме) создают так называемый верхний буфер.
Теперь, когда мы разобрались с работой пера, думаю, стало очевидным, что вязкость масла влияет на степень демпфирования в обоих режимах, размер и количество проточек нижнего поршня влияет на степень демпфирования режима “прямой ход”, а количество и диаметр отверстий штока в большей степени влияет на режим “отбоя” и в небольших пределах на “прямой ход”
Первым настраивают режим “отбоя”. Вязкостью масла и отверстиями штока добиваются нужной жесткости пера в режиме “отбоя”, после чего проточками в нижнем поршне добиваются нужной жесткости режима “прямой ход”.
Разборка
Причиной ремонта пера стала течь сальника, о чем свидетельствует скопление налипающей пыли
Шестигранным ключом на “12” откручиваем верхнюю пробку
Утопив несущую трубу, вынимаем пружину и сливаем масло
С нижней стороны пера шестигранником на “6” откручиваем болт, фиксирующий шток в скользящей трубе
Разъединяем трубы
Вынимаем из несущей трубы конус штока
И сам шток вместе с пружиной отбоя
Из скользящей трубы, аккуратно поддев отверткой, вынимаем пыльник
Стопорное кольцо
Сальник
Моем все детали керосином
И осматриваем на предмет износа
Осмотрев несущую трубу, убеждаемся в отсутствии глубоких царапин (если царапина чувствуется ногтем, считаем ее глубокой) и, прокатив трубу по стеклу, проверяем последнюю на отсутствие кривизны
Осматриваем фторопластовое кольцо на поршне штока
И уплотнительное кольцо пробки
Здесь изношены только сальник и пыльник
Итак,сальники куплены, а вот пыльники оказалось найти нереально!
Приступаем к сборке
Вставляем новый сальник и выравниваем его
Наставив старый сальник поверх нового, молотком забиваем его на место
Ставим стопорное кольцо и старый пыльник
Надев на шток пружину отбоя, вставляем последний в несущую трубу
С противоположной стороны несущей трубы вставляем конусную часть штока
И соединяем трубы вместе
Фиксируем шток болтом
Заливаем 90мл. вилочного масла
Не заправляйте трансмиссионное масло (как многие советуют)- при работе оно вспенится и эффекта демпфирования будет нуль!
Несколько раз прокачиваем перо, вставляем пружину и закручиваем пробку
Перо собрано!
При необходимости со вторым пером проделываем ту же операцию.
Т.К. пыльники я достать не смог, для защиты от пыли были приобретены гофры
Смотрятся не так уж и плохо!