Все мы понемногу куда то ездим, кто то очень далеко, кто то не очень, ну и в последующем стараемся передать и рассказать о своих впечатлениях в красках своим друзьям, сделать отчет на форуме или в соц., сетях. На просторах интернета нашел интересный отчет о поездке на мотоцикле ИЖ Планета 3 аж за 1972 год. Автор жил в свою эпоху, эпоху советского союза и довольствовался тем что было тогда на рынке мото техники с энтузиазмом и как мне показалось не большим восхищением. Статья мне лично понравилась, читал как фантастический очерк, очерк "Несколько дней из жизни Космического райдера"
У каждого мотоцикла свой характер послушный или строптивый, добрый или злой, резвый или медлительный. Мотоцикл ИЖ Планета-3 с полным основанием я назвал бы трудолюбивой и безотказной. Такая формулировка родилась не сразу. Чтобы укрепиться в мнении, понадобилось просидеть в седле 27 дней и проехать за это время 9218 километров. Об этих километрах и о том, как вел себя мотоцикл, я и хочу рассказать.
В начале лета 1972 года Ижевский завод любезно предложил корреспонденту журнала войти в состав команды клуба «Планета», отправляющейся на международное ралли ФИМ. Редакция с благодарностью приняла это предложение, и к условленному времени я вылетел в Ижевск.
И вот новенькая, сияющая оранже-во-белая машина в моем распоряжении. Она очень похожа на «Юпитер-3», к которому я успел привыкнуть. Тот Же удобный строгий бензобак, те же указатели поворота, тот же высокий «полуспортивный» руль. Колеса с литыми ступицами обуты в знакомые, уже хорошо зарекомендовавшие себя шины 3,50—18.
На раме (она сейчас совершенно одинакова у «Юпитера» и «Планеты») установлен двигатель, продолжающий линию одноцилиндровых моторов, которые обеспечили ИЖам добрую славу. Только новое «сердце» гораздо мощнее — 18 л. с. при 4800—5200 об/мин. Мощность повышена изменением продувки, улучшением наполнения, увеличением степени сжатия до 7,5—8,0. Несмотря на столь сильное «поджатие», мотор хорошо работает на бензине А-72 и А-76, не проявляя ни малейшей склонности к детонации. Этому способствует удачно выбранная форма камеры сгорания. При осмотре сразу бросается в глаза, что на этой «Планете» стоит тот же пусковой рычаг, что и на «Юпитере». Перекочевала сюда с двухцилиндрового мотора и двуплечая педаль переключения передач. На этом унификация не кончается. Увеличение мощности двигателя позволило, не снижая динамических качеств мотоцикла, использовать на «Планете-3» все шестерни коробки передач «Юпитера» (как известно, у всех моделей «юпитеров» они одинаковы). Это нужно помнить тем, кому придется сталкиваться с ремонтом.
Два дня ушло на «приглядывание» к машине. Первые 400 километров показали, что мотоцикл вполне «в форме» (пришлось только подтянуть цепь) и готов к дальней дороге. Утром на третий день команда стартовала на Москву.
Среди мотоциклистов, особенно начинающих, распространено мнение, что обкатывать машину следует только в прохладную погоду, на хорошей дороге, без нагрузки. Но первый же участок дороги Ижевск—Казань заставил нас как будто нарочно делать все наперекор традиционным условиям. Жара стояла для этих мест редкостная: около 30 градусов в тени. Дорога, еще весной разбитая колесами грузовиков, теперь застыла потрескавшимися буграми глины, которая под солнцем приобрела прочность кирпича. Двигаться приходилось на всех передачах, кроме четвертой.
Тем не менее и двигатель и ходовая часть вели себя безупречно. После этого трудного 400-километрового дневного перехода обнаружилось, что снова нужно чуть-чуть подтянуть цепь и спицы. Видимо, сталкиваются с этим и наши читатели, имеющие ижевские мотоциклы. Два совета им. Натяжение цепи лучше проверять по нижней ветви, установив мотоцикл на центральную подставку. Вертикальное перемещение должно быть 20—25 мм. Подтягивайте спицы осторожно и равномерно по всей окружности обода. Иначе может появиться «овал» или «восьмерка», колесо станет «бить».
Первую подтяжку спиц можно делать прямо на мотоцикле. В дальнейшем лучше колесо снять, шину демонтировать и после подтягивания спиц проверить, не выступают ли их концы из гаек. При необходимости их надо подпилить полукруглым напильником. Чуть забегая вперед, скажу, что мне пришлось заниматься спицами еще дважды: после пробега в 1200 и 3500 километров.
Кстати, об упомянутой центральной подставке. Ею приходится пользоваться, чтобы подтянуть цепь, проверить спицы или подшипники. Однако поднять мотоцикл на подставку не просто. Нужны определенные навыки и порядочная физическая сила.
О первой жесткой проверке мотоцикла на участке Ижевск—Казань уже упоминалось. Вскоре была предпринята вторая. По ряду обстоятельств мне пришлось на сутки задержаться в Москве. Мы условились, что я догоню команду на трассе. 15 июня в 5.15 утра я выехал из Москвы и уже в 11.15 увидел колонну на 452-м километре Минского шоссе. Все эти шесть часов стрелка спидометра колебалась между отметками 95—100. Только один раз я останавливался на 10 минут для заправки. Двигатель не перегрелся, калильного зажигания не было. Объясняется это, конечно, оптимальным расположением и размерами ребер охлаждения на цилиндре.
Этот рывок показал, что двигатель легко и безболезненно переносит многочасовую работу на режимах, близких к предельным. Позже, на скоростных дорогах Венгрии и Югославии ежедневно и по много раз в день я использовал это качество «Планеты», разгоняя ее до максимальной скорости и двигаясь так по 15—20 километров. Стрелка спидометра зачастую доходила до конца шкалы.
Тут мне приходится отвлечься, поскольку о некоторых приборах следует поговорить особо и более обстоятельно. Во время нашего пробега яркие, нарядные ижевские мотоциклы постоянно привлекали всеобщее внимание. Мотоциклисты, автомобилисты и просто прохожие подходили к нашим машинам. С чего они начинали знакомство с ними? Со спидометра! И многие, увидев, что его шкала заканчивается на отметке «120», разочарованно отходили прочь, утратив всякий интерес к машине. Бесполезно было доказывать, что «Планета-3» действительно развивает такую скорость. Никто в это не верил. Все знают об обязательном «запасе» на шкале. Для нынешних ИЖей, особенно для мотоцикла Юпитер-3 - одиночки, нужны спидометры с пределом измерений не ниже 160 км/час. А вместо этого владимирский завод «Автоприбор» продолжает снабжать ижевских мотоциклостроителей спидометрами устаревшей конструкции и оформления. Пора наконец понять, что спидометр — это визитная карточка мотоцикла. Именно он говорит о мощности двигателя, о скоростных показателях. И не только говорит, но позволяет судить о них точно. А уж о какой точности может идти речь, если стрелка спидометра уходит за предел шкалы.
Не выдерживает никакой критики звуковой сигнал. Честное слово, пользоваться им и стыдно и бесполезно: хриплый дребезжащий звук водителю обгоняемого автомобиля не слышен.
Уместно напомнить, что вопрос об этом уже поднимался в статье «Не пора ли приборам в отставку?», опубликованной в № 8 «За рулем» за 1971 год. Однако до сих пор положение не изменилось. Отсутствие хорошего звукового сигнала нельзя оправдать никакими объективными причинами, его может создать любое электротехническое предприятие. И если сигналов все-таки нет — в этом прямая вина Тюменского завода автотракторного электрооборудования (ТАТЭ). Кстати, ок же поставляет для ижевцев свечи А7.5УС. На моей «Планете» свеча отказала после 6 тысяч километров пробега, на «Юпитере-3» она работает и того меньше, и отсутствие хороших свечей уже сейчас становится тормозом на пути дальнейшего совершенствования двигателей.
Но вернемся к нашей «Планете». В один из дней мы шли по очень напряженному графику, на максимальных скоростях. В спешке и постоянной гонке я не следил за уровнем топлива. Его запас иссяк совершенно для меня неожиданно, но, к счастью, — в 100 метрах от гостиницы, где мы остановились на ночевку. Так обнаружилось, что у «Планеты» совсем нет резерва топлива. То есть, конструкцией бензокраника резерв предусмотрен, но почему-то при положении рычажка «основной запас» топливо высасывается из бака все, до последней капли. Нет нужды говорить, насколько это неприятно на мотоцикле, не имеющем никаких приборов, сигнализирующих о запасе бензина. Я слышал, что такое явление наблюдается не на всех, но на многих ИЖах, и считаю, что завод должен в ближайшее время исправить положение.
В статье о «Юпитере-3» («За рулем», 1972, № 3) уже шла речь о том, что мотоцикл совсем не защищен от недобрых людей. Перестраивать налаженную технологию н вносить какие-то изменения в процессе производства, понятно, совсем не просто, и все же надо еще раз сказать о том же. Пусть трудно поставить хорошие замки на бортовые ящики. Но сделать две петли для замка на рулевой колонке заводу под силу. И потребители были бы довольны.
В нашей команде, кроме мотоциклов ИЖ Планета, были и Юпитеры-3. Нас часто спрашивали: «Какой мотоцикл лучше, если оба одной кубатуры?»
В самом деле, почему завод выпускает одноцилиндровую «Планету» параллельно с двухцилиндровым «Юпитером» ? Ведь известно, что двухцилиндровые двигатели при том же рабочем объеме развивают, как правило, большую мощность и лучше уравновешены. Рабочий процесс в них протекает более равномерно и плавно. Двигатели «мягче», они меньше вибрируют, лучше реагируют на ручку «газа». И все же почти половина всех мотоциклов в мире выпускается по-прежнему с одноцилиндровыми моторами.
Причина «консерватизма» станет понятна, если вспомнить и о таких, едва ли не важнейших, качествах мотоцикла, как надежность, простота устройства, обслуживания и ремонта. По этим показателям моторы с одним цилиндром стоят, безусловно, на ступень выше своих многоцилиндровых собратьев. И чем меньше опыт мотоциклиста, чем дальше он живет от ремонтной базы или чем сложнее условия эксплуатации — тем большее предпочтение отдается моделям, подобным «Планете» : безотказным, простым, надежным и прочным. Именно такое впечатление осталось от мотоцикла у меня.
В заключение хочу поблагодарить Ижевский машиностроительный завод за любезность, благодаря которой мы смогли провести этот тест, и выразить надежду, что и ваши замечания (главные из которых здесь приведены) лягут в копилку опыта и помогут сделать мотоциклы еще лучше.
Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта