Энциклопедия тяжелых советских мотоциклов

Список разделов Мототехника на дорогах страны УРАЛ/ДНЕПР/М-63/М-72 и т.д.

Описание: почти все о Тяжеловесах

#1 Vilis » 16.01.2012, 14:41

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М — 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод. Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
В 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.
http://i068.radikal.ru/1201/4f/32443307e176.jpg
Изображение
Технические характеристики мотоцикла М-72
Масса 225/350 кг
Длина — 2130/2380 мм
Ширина — 815/1590 мм
Высота — 960/1000 мм
База — 1430 мм
Клиренс 135 мм
Высота сиденья — 790 мм
Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин
Рабочий объем 746 см³
Число тактов 4
число цилиндров 2
Диаметр цилиндра 78 мм
Степень сжатия 5.5
Ход поршня 78 мм
Тип свечей А 11
Карбюратор К-37
Зажигание батарея 3 МТ-14
Напряжение 6 В
Реле-регулятор РР-1/РР-31
Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
Трансмиссия карданный вал
Коробка передач 4-х скоростная
Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
Шины 3,75x19
Давление в шинах 1,5/2,5 атм
Запас топлива 22 л
Расход топлива 7 л/100 км
Максимальная скорость 110/95 км/ч
Vilis M
Освоился
Освоился
Аватара
Возраст: 34
Откуда: Саратов
Репутация: 0
Сообщения: 111
С нами: 6 лет 9 месяцев

#2 GoodWin » 16.01.2012, 15:01

А пулеметы ставили на все по умолчанию? Изображение Я бы не отказался...
"Мечты должны сбываться своевременно" (с)
GoodWin M
Туземец
Аватара
Возраст: 34
Откуда: Саратов
Репутация: 95
Сообщения: 6994
С нами: 6 лет 9 месяцев
Любимая техника: Телевизор "Горизонт"

#3 Vilis » 19.01.2012, 14:44

В 1960 году было начато производство следующей модели — К-750. Благодаря повышению мощности двигателя с 22 до 26 л. с. мотоцикл с коляской мог развивать скорость до 90 км/час. Гидравлические амортизаторы колес (в том числе и коляски), резиновые рессоры кузова коляски обеспечивали лучшую, чем у прежних моделей, мягкость хода. Кроме того, была повышена надежность и долговечность узлов ходовой части и трансмиссии (передней вилки, коробки передач, колес) и глушителей. Важное достоинство К-750 — унификация его узлов и деталей с машинами Ирбитского завода.
http://s018.radikal.ru/i507/1201/6c/4fcfb2d68f9c.jpg
Изображение
Спустя четыре года с конвейера начала сходить модернизированная модель мотоцикла, получившая обозначение К-750М. Рычажная передняя вилка уступила место телескопической, в колесах применено лабиринтное уплотнение. Коробка передач с закрытым механизмом ножного переключения и регулируемый по длине карданный вал заметно улучшили работу трансмиссии.
http://s017.radikal.ru/i418/1201/4e/62cf1da7402d.jpg
Изображение
Технические характеристики мотоцикла К-750
Габаритные размеры, мм

длина 2400
ширина 1650
высота 1040
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1450
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120
Колея, мм 1100
Максимальная скорость, км/ч 90
Масса, кг 318
Максимальная нагрузка, кг 300
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 6
Двигатель

Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3 750
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 78
Степень сжатия 6
Максимальная мощность, л.с. 26
Максимальная мощность, кВт 19,1
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4600-4800
Максимальный крутящий момент. Нм 39,2
Карбюратор К-37А
Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Трансмиссия

Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон

Электрооборудование

Система зажигания Батарейная
Напряжение, В 6
Аккумуляторная батарея 3МТ-12
Генератор Г-414
Реле-регулятор РР-302
Прерыватель-распределитель ПМ11А или ПМ05
Катушка зажигания Б2Б или Б201

Ход переднего колеса, мм 140
Ход заднего колеса, мм 95
Размер шин, дюйм 3,75-19
Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
Заправочные объемы

Топливный бак, л 21
Картер двигателя, л 2
Картер коробки передач, л 0.8
Картер главной передачи, л 0.1
Воздухоочиститель, л 0.175

Добавлено (16.01.2012, 16:30)
---------------------------------------------
GoodWin писал(а):А пулеметы ставили на все по умолчанию? Я бы не отказался...
Ага, он прилагался как подарок от производителя. Это как с испанскими гитарами: покупаешь гитару, а в деке дробовой обрез на всякий случай лежит)))

Добавлено (19.01.2012, 15:44)
---------------------------------------------
Для новой модели «Днепр» К-650 конструкторы создали двигатель с верхним расположением клапанов, который, несмотря на меньший рабочий объем (650 см3), развивает мощность 32 л. с. при сравнительно невысоких оборотах коленчатого вала (5200 об/мин). Для увеличения надежности и долговечности мотора составной коленчатый вал был заменен более прочным литым, а роликовые подшипники шатунов — вкладышами, заимствованными у автомобиля «Москвич-407». Благодаря этому и новой системе смазки межремонтный пробег кривошипно-шатунного механизма увеличился до 40 тысяч километров, а сам ремонт значительно упростился. Мотоцикл К-650 с коляской развивает скорость до 105 км/час и расходует на 100 км пути 5,8 л бензина (при 50—60 км/час).
http://s018.radikal.ru/i520/1201/c7/30a4748f9c15.jpg
Изображение

Техническая характеристика мотоцикла К-650

Габаритные размеры, мм

длина 2400
ширина 1650
высота 1050
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1500
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120
Колея, мм 1140
Максимальная скорость, км/ч 100
Масса, кг 320
Максимальная нагрузка, кг 300
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 5,8
Двигатель

Тип
Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3 650
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 68
Степень сжатия 7
Максимальная мощность, л.с. 32
Максимальная мощность, кВт 23,5
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4800-5200
Максимальный крутящий момент. Нм 41,8
Карбюратор К-301
Воздухоочиститель
Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Трансмиссия

Сцепление
Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Карданная передача
Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Главная передача
Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62
Коробка передач
Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно
Электрооборудование

Система зажигания
Батарейная
Напряжение, В 6
Аккумуляторная батарея 3МТ-12
Генератор Г-414
Реле-регулятор РР-302
Прерыватель-распределитель ПМ11А или ПМ05
Катушка зажигания Б2Б или Б201
Ходовая часть

Рама Трубчатая двойная закрытого типа
Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте
Ход переднего колеса, мм 140
Ход заднего колеса, мм 100
Размер шин, дюйм 3,75-19
Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
Заправочные объемы

Топливный бак, л 21
Картер двигателя, л 2,2
Картер коробки передач, л 0.8
Картер главной передачи, л 0.1
Воздухоочиститель, л 0.175


В 1971 году эта модель была модернизирована и получила обозначение «Днепр» МТ-9. Она снабжена новой коробкой с передачей заднего хода, значительно повысившей маневренность мотоцикла. Кроме того, педаль переключения передач, сблокированная с механизмом выключения сцепления, новое рулевое управление и указатели -поворота облегчили управление мотоциклом.
http://s018.radikal.ru/i523/1201/dd/0c16601a7c6f.jpg
Изображение

Техническая характеристика мотоцикла Днепр МТ-9

Габаритные размеры, мм

длина 2430
ширина 1620
высота 1050
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1500
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120
Колея, мм 1140
Максимальная скорость, км/ч 100
Масса, кг 320
Максимальная нагрузка, кг 260
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 5,8
Двигатель

Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3 650
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 68
Степень сжатия 7
Максимальная мощность, л.с. 32
Максимальная мощность, кВт 23,5
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4800-5200
Максимальный крутящий момент. Нм 41,8
Карбюратор К-301Б
Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Трансмиссия

Сцепление
Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Карданная передача
Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Главная передача
Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62
Коробка передач
Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно
Электрооборудование

Система зажигания Батарейная
Напряжение, В 6
Аккумуляторная батарея 3МТ-12
Генератор Г-414
Реле-регулятор РР-302
Прерыватель-распределитель ПМ302 или ПМ04
Катушка зажигания Б2Б или Б201
Ходовая часть

Рама Трубчатая двойная закрытого типа
Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте
Ход переднего колеса, мм 140
Ход заднего колеса, мм 100
Размер шин, дюйм 3,75-19
Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
Заправочные объемы

Топливный бак, л 21
Картер двигателя, л 2,2
Картер коробки передач, л 1.3
Картер главной передачи, л 0.1
Воздухоочиститель, л 0.175
Vilis M
Освоился
Освоился
Аватара
Возраст: 34
Откуда: Саратов
Репутация: 0
Сообщения: 111
С нами: 6 лет 9 месяцев


Вернуться в УРАЛ/ДНЕПР/М-63/М-72 и т.д.

Кто сейчас на форуме (по активности за 10 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость